Птицы – наши друзья

Реализовали воспитатели старшей группы Анисимова Н.В., Черникова О.В.

Актуальность реализации проекта:

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда дети посещают детский сад. Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Выбор темы «Перелетные и зимующие птицы» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Птицы».

Задачи:

  • Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах;
  • Расширить представление о внешнем виде птиц;
  • Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх;
  • Способствовать развитию памяти, восприятия;
  • Воспитывать заботливое отношение.

Вид проекта: творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: кратковременный (2 недели).

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Формы реализации проекта:

  • занятия;
  • дидактические, с\р игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • оригами, исследовательская деятельность с перьями
  • работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Расширятся знания детей о птицах, о внешнем виде, повадках.
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
  • Заботливое отношение к живой природе.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Дети: Ежедневная подкормка птиц; заучивание, беседы, рассматривание картин, игры.

Сотрудничество с родителями: Изготовление кормушек и скворечников разного вида, информация для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Необходимое оборудование:

Литература – Загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.

Музыка – Аудиозапись голосов птиц.

Иллюстрации – зимующие и перелетные птицы нашего края.

Продукты проекта:

Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора»

Кормушки и скворечники, выполненные родителями.

Изготовление шапочек птиц к подвижным играм.

Реализация проекта: Основное направление ФГОС – познавательно-речевое.

Форма работы с детьми: Игра. Наблюдения. Беседа, разговор. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Чтение. Коллекционирование и др.

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

  • чтение художественной литературы,
  • просмотр м\ф.
  • занятия, беседы,
  • наблюдения, подкормка птиц,
  • рисование, аппликация,
  • подвижные игры,
  • дидактические игры.

Сроки проведения проекта 2 недели: 11.03.19г. - 22.03.19г.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены следующие познавательные занятия: «Зимующие птицы нашего края», «Почему надо беречь птиц», «Рассматривание и сравнение воробья и синицы», «Составление описательного рассказа об одной из птиц», «Перелетные птицы», «Птичья столовая».

На занятиях дети рисовали птиц:

Из дома приносили рисунки птиц:

лепили из пластилина:

Во время бесед - игр на темы: «Как живут наши пернатые друзья», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», « Меню в птичьей столовой», «Почему птиц стало меньше?» ребята узнавали о различных видах птиц своей местности, узнавали характерные особенности внешнего вида, поведения. Кроме того, дети учились заботиться о птицах, испытывая радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

В целях поддержания интереса воспитанников к теме «Птицы – наши друзья» и закрепления их знаний, были изготовлены дидактические игры: «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Дорисуй птицу», и т.п. Эта игровая деятельность позволила систематизировать знания детей о зимующих птицах, уточнить «меню» для птиц.

Кроме того, разучивались пословицы и поговорки. Заучивались понравившиеся стихотворения о птицах. Оживленными были обсуждения прочитанных произведений : Г. Скребицкого и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг»; Е.И. Чарушина «Воробей»; В. Бианки «Птичья столовая», « Сова» ; М.Горького « Воробьишко» и др. Дети не остались равнодушными к героям рассказов.

Подвижные и пальчиковые игры «Перелет птиц», «Птички и автомобили», «Ну-ка, птички, полетели», «Скачет шустрая синица», и др. привели детей в особое оживление.

Чтобы мотивировать детей к осознанному усвоению материала и закреплению имеющихся знаний о птицах в свободной деятельности мы учились различать голоса птиц, слушали аудио - сказку «Лесная азбука», провели викторину «Зимующие и перелетные птицы».

Дыхательная гимнастика, на различного вида занятиях: «Птицы летят», «Птицы кричат», «Ворона», принесла свою пользу.

Прогулки – наблюдения за птицами позволили отметить особенности внешнего вида, поведения, питания, повадок, их сходства и различия.

На прогулке нам удалось послушать долгое чириканье воробья из своего домика:

Проводились эксперименты: «Рассмотрим птичьи следы», « Рассмотрим перо птицы», «Вырастим овес для птиц»:

В группе смастерили «мини-дерево», на котором разместились сделанные детьми из бросового материала грачи. Теперь не только дети, но и родители могут наглядно увидеть и рассказать о птицах.

Работа над проектом «Птицы наши друзья» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они поняли, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

Пернатые друзья в жизни человека и природы.

Птицы издавна привлекали внимание человека.

Людей восхищала красота этих замечательных творений природы, их мелодичное пение, их стремительные полеты. С птицами – звонкоголосым соловьем, смелым соколом – связаны самые поэтические образы в творчестве разных народов. Наблюдая за птицами, люди расширяли свои познания. При взгляде на птиц, они стремились научиться летать.

Птицы стали учителями музыки наших далеких предков. Пение птиц исподволь воспитывали чувство гармонии и ритма.

Мы любим наших птиц еще и за то, что исправно из года в год они приносят на своих неустанных крыльях долгожданную весну на свою северную родину.

Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц не может быть хорошего урожая, о чем свидетельствуют следующие факты:

Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за сутки уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

Семья ласточек за лето истребляет около миллиона различных вредителей растений.

Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

Сова за сутки съедает 7-8 мышей. Только одна семья уничтожает за год 10 тысяч мышей, и, таким образом спасает 20 тонн зерна.

Мухоловка-пеструшка за день уничтожает 300 мух и комаров.

Птицы склевывают семена и плоды сорняков, тем самым снижают засоренность местности.

Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности

Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва…

01.04.2019 66