Зимующие птицы

«Так и живут бок о бок, птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э.Н. Голованова

Проект в средней группе «Почемучки» «Зимующие птицы»

Реализовали воспитатели: Волженцева О.В. и Выборнова Т.Ю.

Март 2019г.

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный. С 11.03.19 – 15.03.19 г.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

Организация и участие родителей в создании книжек – малышек.

Создание экологической газеты «Покормите птиц»

Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

  1. Рекомендации на совместные прогулки.
  2. Совместно с ребенком сделать кормушку.
  3. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
  4. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
  5. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
  6. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

  1. Игровая деятельность:
    • Дидактические игры.
    • Сюжетно-ролевые игры.
    • Театрализация.
    • Подвижные игры.
    • Упражнения на дыхание.
    • Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
  2. Познавательная деятельность:
    • Формирование целостной картины мира.
    • ФЭМП.
  3. Беседы.
  4. Наблюдение за птицами.
  5. Труд.
  6. Коммуникация.
  7. Художественное творчество:
    • Рисование.
    • Лепка из пластилина.
  8. Работа с родителями.

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Улучшение предметно-развивающей среды.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Игровая деятельность Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».

Подвижные игры

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.

Задачи:

  1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
  2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
  3. Расширять знания детей о птицах родного края.
  4. Учить правильно подкармливать птиц.

ФЭМП Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Формирование бережного отношения к природе, развитие основ экологического воспитания.

Задачи:

  • Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны;
  • Расширить представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной; Познакомить с природным явлением – ледоход;
  • Закрепить и уточнить представление детей о зимующих и перелетных птицах;
  • Воспитывать любовь к природе; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы;
  • Совершенствовать умение соотносить количество обьектов с цифрой;
  • Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5;
  • Закрепить знание геометрических фигур.

Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение за птицами зимой:

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Коммуникация:

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Художественное творчество:

Рисование «Снегири».

Цель: Формировать умение отражать в рисунке снегиря. Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска). Вызвать интерес к рисованию птиц на ветке. Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.

Лепка. «Птички прилетели на кормушку сели и клюют зернышки»

Задачи:

  • Закрепить знания детей о зимующих птицах. Закрепить умение пользоваться стекой, познакомить с приемами лепки прищипывание, вытягивание.
  • Соблюдать расположение и соотношение частей тела, соединять части прижимая их друг к другу.
  • Развивать мелкую моторику, внимание, связную речь, творчество в работе,
  • Развивать эстетическое восприятие.
  • Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

«Покорми птиц зимой»

III этап - заключительный

Организация и участие родителей в создании книжек – малышек.

Создание экологической газеты «Покормите птиц»

Результаты реализации проекта.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах, дидактическими играми. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

15.03.2019 18