Зимующие птицы

Реализовали воспитатели Мусакаева Р.С и Дускаева Н.Я.

Февраль-март 2019г.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Актуальность

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому мы и решили на холодный зимний период взять проект: «Зимующие птицы ».

Вид проекта: информационный, познавательный.

Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи проекта:

  • Образовательные
    • Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
    • Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
    • Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
  • Развивающие
    • Развивать познавательные способности детей, учить проявлять любознательность и самостоятельность.
    • Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
    • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
    • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
  • Воспитательные
    • Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (февраль месяц,2-3 неделя марта)

Участники проекта: воспитатели, родители, дети 4 лет.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Дети:
    1. Расширился кругозор детей о зимующих птицах Оренбургской области (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
    2. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
    3. Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
    4. Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
    5. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
  • Родители:
    1. Изменение отношения к данной проблеме.
    2. Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
    3. Участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

Литература

  1. О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» Москва- Синтез 2010
  2. Т.И.Петрова «Игры и занятия по развитию речи» Москва «Школьная Пресса» 2007
  3. М.В.Лучич «Детям о природе» Москва «Просвещение» 1989
  4. И.В.Кравченко «Прогулки в детском саду» Творческий Центр Москва 2013
  5. Горький М.А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература»

Как помочь птицам зимой?

Кормушка для птиц из бутылки

Пожалуй, это самый простой и распространенный вариант самодельной кормушки. Подойдет пластиковая бутылка любого размера, не имеет значения, будет она прозрачная или нет. Если взять бутылку на 5 литров, то получится целая столовая, в которой смогут пообедать не только синички, воробушки, но даже голуби и вороны.

Кормушка из картонной коробки

Тоже очень простой вариант кормушки, который наверняка многие делали в детстве. В качестве основы подойдет любая коробка: из-под обуви, молока, сока или какой-нибудь техники. В принципе, такая кормушка делается абсолютно также как и из пластиковой бутылки, но она будет не такой практичной, от дождя и снега она может быстро развалиться. Нужно проделать одно или несколько окошек для входа и закрепить у него жердочку. Все – кормушка готова. Кстати, некоторые птицы больше доверяют открытым кормушкам, а не тем, у которых только одна «дверь».

Деревянная кормушка

Очень практичная и симпатичная кормушка, выполненная из деревянных дощечек или влагостойкой фанеры. Обычно ее выполняют в виде домика с треугольной крышей, но можно смастерить и более простую форму с плоским верхом.

Правила «Как кормить птиц»

  1. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (никаких острых краёв, недоступность для кошки).
  2. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Зимующие птицы любят: арбузные, дынные семечки и семечки подсолнечника, свежее сало, овёс, пшено, хлебные крошки. Корм должен быть свежим - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть.
  1. Нельзя кормить птиц солёными продуктами (от соли птицы слепнут) и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них). Мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки.
  2. Корм должен быть защищён от непогоды, чтобы его не заносило снегом, не сдувало ветром.
  3. Кормушку нужно регулярно чистить.
  4. Необходимо следить, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми.

Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!

Как много птиц прилетело! Давайте их посчитаем.

Формирование элементарных математических представлений.

Тема: «Кто прилетел?» Цель: Упражнять детей в порядковом и количественном счете.

Работа с раздаточным материалом: карточки(кормушки) с двумя полосками и круги:желтые синички,а красные-снегири.

Цель: Формировать умение у детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов.

Веселая физминутка "Птички"

Рисование «Снегири»

Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления о птице

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели, Снегири к нам прилетели,
А во вторник, посмотри, Прилетели воробьи
Три сороки были в среду, Мы не ждали их к обеду
А в четверг со всех краев -стая желтеньких синиц.
В пятницу столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу, воскресенье-было общее веселье.

Лепка «Прилетайте в гости»

Цель: Создать сюжетную коллективную композицию «Зимующие птицы на кормушке»

Беседа «Кормушка. Наши пернатые друзья»

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Формирование целостной картины мира.

Тема «Пернатые друзья»

Расширить знания детей о группах птиц: зимующие-оседлые; перелетные птицы-кочующие.

Дидактические игры

Способствовать формированию любознательности, познавательной активности.коммуникативных навыков. Воспитывать бережное отношение к птицам( рассматривать ,кормить, не пугать, не разорять гнезда)

Развитие речи. Описание зимующих птиц.

Учить детей описывать птиц, характерные особенности внешнего вида. Чем покрыто тело? Какого цвета перья, что у него есть? Как он кричит?

Выводы

В проекте приняли участие: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников. На участке ДОУ было развешано 4 кормушки, изготовленных родителями из дерева, картона, пластиковой бутылки. В период проведения проекта ежедневно угощали птиц кормом, который был принесен родителями, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

20.03.2019 62