Артикуляционная гимнастика для детей в стихах

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки : с, з, ш, ж, л, р, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому должна научить артикуляционная гимнастика.

Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастики и упражнениям по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста. Дети со сложными речевыми нарушениями смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнет заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовленными.

Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют научиться говорить правильно, четко и красиво.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать. Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребенку задаются наводящие вопросы, например: «Где находится язычок?». Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-10 минут. Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение язычка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

Упражнения артикуляционной гимнастики рекомендуется проводить в игровой или стихотворной форме.

«У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости.
С ними худые – лишь кожа, да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать их они потянулись.
Утром проснулись, в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим, положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губки оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко звучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки.

«Ярмарка»

Чтоб на ярмарку попасть, по дороге не упасть,
Разомнем мы губки, язычок, снимем с ротика замок!
Губы:
Потяните губы к ушкам, получаются лягушки.
Лягушки не кусаются, лягушки улыбаются.
А слоненок, а слоненок, только что он встал с пеленок,
Хоботок уже он тянет и быстрей расти он станет.
Губы округляем, бублик получаем!
Язык:
Язычок, ты что сидишь? Ничего не говоришь!
Мы накажем язычок, рот закроем на крючок.
Нет, не хочет язычок в домике сидеть
Хочет он в окошко поглядеть,
На качелях покататься и работою заняться.
Зубки он почистит скоро, раз и два и все готово!

Зубы:
Ой, попался нам орешек, нужно нам его разгрызть.
Зубки крепче мы сожмем и орешек разгрызем.
Воздушная струя:
На ярмарку мы слабых не берем,
Ну в ворота гол забьем!

«Веселый язычок»

Жил веселый язычок (улыбка),
Запирался на крючок (язычок узкий, кончик поднимают вверх)
Хоть один он проживал, никогда не унывал.
Утром рано просыпался, за зарядку принимался.
Руки вверх, руки вниз (языком двигают вверх-вниз за зубами),
А потом ты наклонись (боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам).
А затем подскоки, бег (широкий язык как бы приклеивается к небу).
Тут совсем не утех (узкий язык двигается вправо – влево).
Притомился язычок, даже заколол бочок.(язычок как можно уже).
Умывать он пошел, щетку в ванной он нашел (язык вверх-вниз).
Зубы чистил, полоскал, а умылся – засверкал (кончик языка облизывает губки).
А на завтрак язычок выпил тепленький чаек (широкий язык приподнимается, делает углубление в спинке языка).
С вкусным вареньем (передней широкой частью языка облизать то верхнюю, то нижнюю губу),
С большим наслажденьем (улыбка).

Взялся язычок за дело и работа закипела (широкий язычок «чистит» нижние зубки),
Подметал, белил и мыл – ничего он не забыл (отрабатывают подъем языка и подвижность).
Прогуляться он пошел, много он забав нашел: с горки весело спускался (боковые края зыка прижимают к верхним коренным зубам, переднюю часть спинки языка поднимают, кончик языка упирается в нижние резцы).
На качелях покачался, на лошадке поскакал (щелкаем языком),
И ни разу не упал.
А потом домой вернулся, дверь закрыл и улыбнулся!
Наш веселый язычок славно прожил свой денек:
Потрудился, отдохнул, наигрался и уснул!

«Приключения Язычка»

Рот- домик, губы – двери. А кто в домике живет?
В этом домике, дружок, живет веселый язычок.
Ох и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка (Рот открыт, язык несколько раз показывается изо рта).

  1. Рано утром, как всегда, чистить зубки нам пора. (упражнение «Чистим зубки»)
  2. Делать не хотим зарядку, мы поскачем на лошадках (упражнение «Лошадка»)
  3. Чтоб понравиться слону, губки хоботком тяну (упражнение «Рупор»)
  4. Чтоб понравиться лягушкам, тянем губки прямо к ушкам (упражнение «Улыбка»)
  5. Надоели нам лягушки и мы сделаем болтушку (упражнение «Болтушка»)
  6. Облизнем мы губки язычком и получится как кошечка лакает молочко (Упражнение «Вкусное варенье»)
  7. Пьешь горячим молоко и язык обжечь легко!
    Ты подуй на язычок, все до свадьбы заживет!
  8. Кошки губки облизала, кошка зубки показала и сказала: «Мяу!» (упражнение «Облизать губки» и «Заборчик»).

Волохова Елена Львовна
Учитель-логопед 1 квалификационной категории

13.05.2015 3839