Чаще говорите с малышом!

Малыш подрастает – как помогать ему слушать и говорить? Нужно запомнить общее и обязательное правило для родителей: чем больше вы разговариваете с малюткой, тем большему он научится. Тон беседы, ритм вы задаете сами – голосом (он может быть веселым, печальным , томным, игривым, спокойным, требовательным, но только не злобным, не равнодушным) , жестами, мимикой (гримасы, сюсюканье уместны только в играх), отношением.

Когда Вы заняты делом, а ребенок бодрствует, находясь рядышком, то старайтесь озвучивать свои действия. Говорите все, что Вы слышите вокруг (заодно формируете и его внимание), видите, думаете. Вы плещетесь в воде, стираете, убираете комнату – говорите обо всем этом. Малыш проясняет для себя через ваши действия смысл Ваших слов.

Поначалу старайтесь говорить коротко словами, можно простыми предложениями, отчетливо, не пропуская звуков.

Например: «Это нож. Я держу в руках нож. Он очень острый. Он железный. Я режу ножом хлеб. Я чищу ножом картофель. Полезный нож. Он помогает мне.»Так постепенно Вы проясняете для малыша и смысл слова, учите его технике обращения с опасными предметами ( давая знания - Вы избежите впоследствии многих опасных травм и приключений), развиваете его речь.

Свои сообщения можно разбавлять песенками, играми «тупой - острый», переходя на уровни «от предметного к абстрактному». Называйте все предметы, которые окружают малыша в вашем доме. Показывайте, как вы любите свой дом, цените каждую вещь, как вы заботитесь о нем, о его папе, о других близких.

Если малыш разбил кружку, то не ругайте его за это, а сделайте вид, что Вы очень огорчены и попросите его в следующий раз быть осторожнее. Никогда не употребляйте слова с частицей «не». Говорите твердо и уверенно, без вопросительных интонаций: «Сашенька, будет осторожным. Саша будет беречь наши чашки».

К слову, если после всех «проделок» вашего ребенка, Вы бы нашли время и желание починить, склеить его «промахи», его «неудачные знакомства» - вы воспитаете в нем ценные качества: бережливость, уважение к родителям, к семейным ценностям.

Комментируйте действия ребенка. Попробуйте описать словами все действия ребенка, что он видит, кушает, слышит, чувствует. Например: «Саша кушает ложкой кашу. Ложка удобная, она цветная, зеленая. Каша теплая, вкусная, сладкая, гречневая. Каша ароматная, каша пахнет чудесно».

Развитие вкусовых, тактильных ощущений – дополнительный материал для развития образной речи малыша.

С каждым днем продолжайте и дополняйте речь ребенка, его проявленный интерес к явлениям, предмету обогащайте своими ощущениями, пониманиями в словах.

На проявленный интерес к снегирю, вы говорите : «Чудесная птица. Грудка у него яркая, красная, горит, как огонь. Снег, снегирь. Он живой».Так постепенно вы приучаете его к образности в языке.

Никогда не поправляйте речь малыша. Лучше повторите вслед за ним понятное вами слово. Он вас любит, делится своими впечатлениями, вы в ответ - пресекаете его, исправляете. Вы рискуете вырастить не просто молчуна, а замкнутого недоверчивого ребенка. Говорите с детьми простыми словами, доступными предложениями.

Все ваши старания в обучении ребенка языку должны быть направлены на одно: он легко и с радостью должен заговорить на пером и втором году жизни.

Учитель-логопед первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №21»г.Гая
Волохова Елена Львовна

13.04.2015 536