Говорим руками

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия. В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно около 15-20 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой, наконец, двумя одновременно.

Знакомство с пальчиками - это интересно и полезно!

Пять, да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку –
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки,
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие пять да пять
- угадайте, как их звать?
(Пальцы)

Это пальчик маленький
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Этот палец очень длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Самый замечательный!
Этот палец хоть недлинный,
Но в работе самый сильный.

Умелые руки не знают скуки!

Мои веселые пальчики
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочк играют,
Мячики бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают.
Руки подняты вверх, ладони поворачиваются. Затем можно хлопать в ладоши. Имитировать движения.

Пальчики

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
(Держать вверх, сгибать)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(указать направление)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Щелчок)
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
(Сгибает)

Пальцы

Пятерка братьев неразлучных,
Им вместе некогда скучать:

Они работают молотком,
Пилою, ложкой, топором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем пальчики считать!
Действия придумывают сами дети.

10 пальцев

Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев – пара рук!
Вот тебе богатство, друг!

Наши ручки помогают запоминать и читать стихи и сказки

Дни недели

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Во время чтения стихотворения можно на каждый день недели загибать пальчики или изображать действия.

На лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот –
Приходи и ты, дружок!
Можно изображать, как передвигаются животные.

Четыре братца

Идут четыре братца
Навстречу большому.
«Здравствуй, Большак!»
«Здорово, Васька – указка!»
«Мишка – середка,
Гришки – сиротка,
Да крошка- Тимошка!
На вторую строку соединить все пальцы в щепоть, затем поочередно с большим все «здороваются».

«Встреча»

Повстречались два котенка: «Мяу – мяу».
Два щенка : «Ав –ав».
Два жеребенка: «Иго-го».
Два тигренка: «Р –р –р».
Два быка: «Му –у».
Смотри, какие рога!
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Зарядка

Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх и в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз и на бочок, разожми и на бочок.

Лодочка

Две ладошки прижму и по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, это лодочка моя.
Паруса подниму, синим морем поплыву,
И по бурным волнам плывут рыбки тут и там.
Ладони лодочкой, выпрямленные поднимаются вверх, затем имитируется движение волн и рыбок.

День рождения

У Мишутки, у Мишутки
День рождения,
День рождения.
Приготовили Мишутки угощение:
Мармелад, шоколад,
Вафли, торт и лимонад,
И орехов, и конфет –
Будь здоров на много лет!

Неделя

В понедельник я проснулся,
А во вторник я чихнул,
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять заснул.
Спал я в пятницу, в субботу
Не ходил я на работу,
Но зато я в воскресенье
Спал весь день без пробуждения.

Учитель-логопед первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №21»г.Гая
Волохова Елена Львовна

03.05.2015 680