Информационно-коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения

Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности.

Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и широко использовать их в своей педагогической деятельности. В школе компьютеры сегодня уже не воспринимаются как нечто экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят и в нашу жизнь. Поэтому дошкольное образовательное учреждение как носитель культуры и знаний также не может оставаться в стороне.

Процесс информатизации в ДОУ обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных сетей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу ДОУ в его работе?

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • Оформление документации, отчетов. С помощью компьютера можно не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
  • Оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных карточек;
  • Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей;
  • Оформление «родительских уголков» и информационных стендов;

В поисках новых продуктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников, так как старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя.

Современные родители прежде всего требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Посещаемость родительских собраний в ДОУ составляет менее 50% от общей численности родителей. В период утренних и вечерних встреч с родителями воспитатель занят с детьми и не может уделить должного внимания в общении с родителями. В связи с этим, появилась необходимость поиска новых продуктивных форм взаимодействия с родителями, создания единого информационного образовательного пространства.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
  • рост объема информации;
  • обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
  • оперативное получение информации;
  • расширение информационных потоков;
  • создание электронных газет, журналов.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно, наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, детский сад возрождает свои добрые традиции - в образовательную деятельность возвращается игра как ведущий вид деятельности. Игра в жизни дошкольника - это деятельность познавательная, которая представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его социальной действительности. В чем же новизна? Изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности происходит через доступные и интересные формы работы.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги могут использовать в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игры «Мир информатики».

При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей и быть отличным подспорьем для педагогов.

Старший воспитатель Кулик Светлана Анатольевна

02.02.2016 1056