Как не попасть на прием к логопеду

Нарушениями речевого развития страдает каждый третий дошкольник. Растет число детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями: психопатией, неврозами, стойкими нарушениями произношения.

В обычной школе такие дети ходят в числе отстающих, испытывая бесконечный стресс.

Чтобы избежать сбоя в эмоциональном и речевом развитии ребенка необходимо:

  1. Обязательно говорите с ребенком с самого рождения. Бывают даже очень добросовестные мамы, которые заняты только физическим благополучием малыша: они кипятят пеленки и готовят соки, но никогда не разговаривают с ним, потому, что младенец, как они считают, «все равно ничего не понимает». ЗНАЙТЕ: ребенок слышит и воспринимает речь задолго до того, как начинает говорить сам. Умственное развитие не происходит автоматически, его нужно стимулировать. Чем больше вы говорите с ребенком, тем быстрее и правильнее он развивается.
  2. НОРМАЛЬНО СЧИТАЕТСЯ, если малыш произносит первые слова после года, а в 1,5 года – простые фразы. Девочки, как правило, начинают говорить раньше мальчиков. Был случай, когда абсолютно здоровый малыш заговорил после трех лет. Но такое бывает редко. Чаще бывает наоборот. Ребенок растет на удивление и радость родителям спокойным: часами тихо лежал в кроватке. «Придет время, заговорит!»,- хором твердят опытные бабушки. Но время идет, ребенок не говорит и в три года, и в четыре… родители бегут по врачам. Диагноз – тяжелая форма алалии. А попросту- отсутствие речи без нарушения слуха. В результате, ребенок оказывается во вспомогательной школе. Так, что, если ваш ребенок нем, как рыба, бегом к врачу или логопеду.
  3. До пяти лет не подпускайте ребенка к компьютеру.
  4. Максимально отодвиньте «первое свидание с телевизором». Идеальный вариант – после двух лет, по нескольку минут в день. К пяти годам время просмотра можно увеличить до получаса.
  5. Между вторым и седьмым годами жизни у некоторых детей возникают запинки в речи, которые могут перерасти в заикание, а это серьезный дефект, устраняемый с трудом. Ему подвержены дети с определенным психическим складом: нервные, боязливые, впечатлительные. Известно, что часто появлению заикания предшествует испуг – и это медицинский факт. Главное, никакого самолечения, знахарей и «само пройдет»! Здесь необходимы индивидуальная медикаментозная терапия, массаж, специальные методики, которые может подобрать только невролог, психиатр, дефектолог, логопед.
  6. Берегите нервную систему детей, ограждайте их от семейных ссор, злых собак, страшных фильмов. Полный запрет на боевики, кровавые сцены, фильмы ужасов. У детей, страдающих эпилепсией, это провоцирует тяжелейшие приступы.
  7. До 3-4 лет рассматривайте с ребенком книжки с яркими картинками. Начиная с пяти лет, чтение ребенку книжек великолепно развивает детскую речь. Чередуйте чтение книг и просмотр мультфильмов. И ОБЯЗАТЕЛЬНО обсуждайте увиденное – у современных детей дефицит общения!
  8. Не торопитесь учить ребенка читать и писать! Раннее обучение чаще всего не только не приносит пользы, но и может нарушить естественный ход развития ребенка. Если же возраст обучения подошел, а ваш ребенок не успевает за ровесниками в саду или в школе, обязательно покажите его специалисту: трудности в обучении могут быть вызваны совершенно разными причинами, и в каждом случае нужен свой подход.
  9. И еще очень важный совет: никогда не ругайте своего ребенка за неумение правильно говорить или писать, он в этом не виноват. Ваша задача – скорее помочь ему справиться с этими трудностями.

Учитель-логопед первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №21»г.ГаяВолохова Елена Львовна

13.04.2015 558