Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала

Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания.

Игра - это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребенка читать, считать, решать задачи и писать. А главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию самостоятельности.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, в форме занимательного сюжета, игровых заданий и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечений, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необходимость постановки вопроса; «Как с помощью двух папочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации. Можно условно разделить на 3 основные группы: развлечение; математические игры и задачи; развивающие (дидактические) игры и упражнение.

Математические развлечение включают в себе: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и т. д. Они интересны по содержанию, занимательны по форме отличаются необычностью решения.

Например, головоломки могут быть - Арифметическими (угадывание чисел). Геометрическими (разрезание бумаги). Буквенными головоломками (кроссворды, шарады) и т. д.

Рассмотрим другие виды занимательного материала, например, математические игры.

Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерность. Элемент занимательности облегчает процесс обучения. Например, вы играете с ребенком в мяч, во время броска называете простой арифметический пример: 3+1, ребенок должен дать ответ и бросить вам мяч. Поймав мяч, продолжаете пример к 4+2 и так далее. Другая игра, «отгадай число» по вашему желанию ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6, больше 5, но меньше 9 и так далее. Или, например, такие игры посчитай предметы и в нужных клеточках нарисуй столько же точек или нужную цифру. Покрась квадрат одним цветом. Сколько их? Треугольники другим? Чего больше, чего меньше? Насколько? Как узнал? И т. д.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Вычислительная машина», «Найди соседей», «Кто в теремочке живет?» и другие.

Дети очень любят решать всевозможные задачи. И тут важно придерживаться определенной системы. Вначале они придумывают и решают задачи с опорой на сюжет. Мама купила 10 яиц, а 2 взяла для омлета. Сколько яиц осталось?

Правомерен переход от таких задач к стихотворным задачам. Дети очень активны в восприятии задач-шуток головоломок, логических упражнений. Например, задач-шуток

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Два под березой,
Один у осины,
Сколько их будет в плетеной корзине? (3)

Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим содержанием. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, Назначение таких задачек состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные существенные свойства замаскированные внешними несущественными данными.

Как с помощью только палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола).

У трех братьев по 1 сестре.

Сколько всего детей в семье? (Четыре) и т. д.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

У детей стимулируется математическая активность. Ребенку интересна конечная цель; сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят развивающие (дидактические) игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств, предметов, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Особое место среди математических развлечений, игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Разрезанный квадрат – «Танграм», игра-головоломка «Пифагор», квадрат - «Сложи квадрат»; овал «Колумбово яйцо»; круг – «Волшебный круг» и «Вьетнамская игра»; «Пантамино» и другие (показ игр)

Игры интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Как обучить детей дома играть в эти игры? Успешность освоения игры зависит от уровня сенсорного развития детей, они должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У детей должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы.

Последовательные этапы освоения игры «Танграм».

1 этап - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой (составить 4-х угольник из большого и среднего треугольника); составить 2 фигуры (показ образцов фигур и как они составляются с помощью других фигур).

2 этап - составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам фигурой силуэтом называют предметное плоское изображение, составленное у частей игры, 2 этап работы с ребенком является наиболее для усвоения им в дальнейшем более сложных способов составление фигур.

Составление фигур - силуэтов зайчика, домика и т.д

На этом этапе важно обучить детей анализу предъявляемого образца к словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей.

Постепенно дети учатся проявлять творчество придумывать новые варианты логических задач, головоломок, фигур-силуэтов.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет вашим детям логически мыслить, хорошо подготовиться к школе, Дети научаться сосредоточенно, думать, длительно мысленно работать, быть внимательными, у них сформируются другие качества личности.

Дорогие родители, творческих Вам успехов в совместных играх с детьми!

Воспитатель Тютлина Надежда Александровна

30.03.2018 42