Консультация «Детское творчество- важный фактор развития ребенка»
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В.А.Сухомлинский
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Наша задача - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством в эстетическом развитии личности ребенка. Творческие возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если этот процесс вызовет хорошее настроение.
Рисование для ребенка – своеобразная форма познания окружающего мира. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. В связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача взрослого – развивать воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри¬ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз¬расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна¬вать окружаю¬щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во¬влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире¬нию дет¬ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо¬сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь¬ников более сво¬бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав¬лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо¬димо всячески развивать.
Итак, создаем обстановку, опережающую развитие ребенка. Место для творчества оснащаем разнообразными материалами для художественной деятельности. Карандаши, фломастеры, краски (гуашь, акварель), стиральные резинки, пластилин, ножницы, цветная бумага, картон, разноцветные салфетки, клей и пр. Книги, оформленные лучшими иллюстраторами, красочные понятные детям рисунки.
Предварительно рассматриваем иллюстрации, произведения художников, открытки, интересные рисунки. Обдумываем с ребенком предстоящую работу. Выслушиваем план работы, который предлагает ребенок и корректируем, если необходимо. Понимаем, что роди¬тели не должны спешить «достать игрушку из-под дивана», если ребенок может решить эту задачу сам. Стараемся учитывать, что внимание ребенка через 15 мин. деятельности может ослабнуть.
Можно чередовать занятие с физической разминкой. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду¬маться.
Важна тёплая дружелюбная атмосфера. Взрослые должны создать безопасную психологи¬ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от-крытий. Важно постоянно сти¬мулировать ребенка к творчеству, проявлять со¬чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из оби¬хода замечания и осуждения.
Важна тёплая дружелюбная атмосфера. Взрослые должны создать безопасную психологи¬ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от-крытий. Важно постоянно сти¬мулировать ребенка к творчеству, проявлять со¬чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из оби¬хода замечания и осуждения.
Воспитатель высшей кв.категории Дускаева Наталья Язаритдиновна
[ Регистрация | Вход ]