Консультация для родителей в рамках реализации проекта "Народные промыслы России-матушки"

«Роль русской традиционной культуры в детском воспитании»

Русская традиционная культура – это отражение духовно-практического опыта и поэтому неотъемлемая часть нашей жизни. В силу исторических и социальных причин в России долгое время была ослаблена связь поколений – передача духовно-практического народного опыта. Между тем во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания детей.

Но забвение в прошлом.

Огромное внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев, обрядов русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.

Воспитание на традиционных культурных ценностях должно идти с рождения. Семья, как носитель, хранитель и передатчик народных культурных ценностей – не всегда соответствует этому назначению. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призваны поддерживать образовательные учреждения.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции – его культурное наследие. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

Фольклор – от английского folk-lore – «народная мудрость» - это совокупность устного народного творчества передаваемого из уст в уста, от поколения к поколению.

Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с песнями, поговорками, загадками, пословицами, сказками, пестушками, потешками, прибаутками, считалочками-попевками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыка, театр и хореография. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества и корректно осуждаются недобрые поступки. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, а так же к семье, как особо значимой социальной ячейки общества. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Значимую роль в «фольклорном пласте» занимают народные игры, способствующие воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучающие детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра – это не пустая забава, это настоящая школа воспитания. Народные игры отличаются своей увлекательностью и разнообразностью. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность и способствует самовыражению.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры, которые были непременным элементом народных обрядовых праздников. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена огромнейшая информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники, сопровождающие их обряды и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Обобщая всё сказанное выше, касаясь тех проблем, которые возникают в обществе, в котором не знают и не ценят своего прошлого, своей истории, своих предков, остается мысль, что то самое огромное внимание к русской национальной культуре, которое проявляется в последние годы, это правильное направление в воспитание подрастающего поколения.

Воспитатель 2 подготовительной группы «Лучики» Яськова Яна Янисовна

25.10.2017 188