Консультация «Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, и правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются

Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Для воспитания человека с активной жизненной позицией нам помогает педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Сам термин «социо-игровой стиль» появился ещё в 1988 году. В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось…

Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться: по цвету волос, глаз, одежды; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; кто на каком этаже живет; кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Сегодня мы с вами попробуем свои ощущения в данных играх…

  1. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. «Руки-ноги».Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.). Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.
  2. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. «Картинка» Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа. Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину. После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материала, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах. Как видите, ребенок в игре достаточно самостоятелен, принимает решения, однако подчиняется правилам.
  3. «Пишущая машинка» Все участники игры выполняют синхронно ряд движений: -хлопают перед собой в ладоши, -двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой, -выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами, - выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами. Вариант: -изменять темп движений, -вводить речевое сопровождение, -передавать эстафету глазами, голосом.
  4. «Тень». Целью этой игры является: Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей, внутренней свободы и раскованности. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети по желанию выбирают себе пару. Один из пары – «путник», другой – «тень». Тень» старается точно скопировать движения «путника».
  5. Игры в командах. «Чемодан». Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми. Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет быстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков. Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 5 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие. Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.). Технология предполагает ориентацию на индивидуальные открытия. Дети – соучастники игры.
  6. «Ловить зверюшку» Играющие по очереди берут «билетики» с заданием: кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т. п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике». Вариант: выполнение задания парами, тройками и т. п.
  7. «Тело в деле» Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии». Вариант: -дополнить «фотографию» своим пониманием, -показать «фотографии» до и после задуманного. Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок. Смысл игры – установление связей между движением и проговариванием. Понаблюдаем еще одно правило технологии - движение и активность, которое развивает и умственную активность. Рассказать потешку с такой интонацией, какое настроение у смайлика.
  8. Придумать и нарисовать из капелек картину.

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Применение социо - игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Рефлексия: Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо - игровой технологии?

Воспитатель 1 кв.категории Коленченко Ольга Егоровна

05.10.2018 1291