Развитие речи у детей дошкольного возраста

Несомненно, каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным и все получалось. Наверное, все знают историю о том, как одна мама спросила А.С. Макаренко - Моему ребенку уже три месяца, когда мне надо начинать воспитывать его? И получила ответ:

- Вы опоздали на три месяца.

Начинать заниматься с ребенком надо с самого рождения. Причем внимание нужно уделять сразу многим вещам - крупной и мелкой моторике, зрительному и слуховому вниманию, речь, интеллекту, эмоциям и т.д. чтобы помощь была эффективной, взрослому необходимо четко представлять, что должен знать и уметь ребенок в данный конкретный период своего развития.

Уровень развития речи детей в четыре года.


  •  Словарный запас достигает 2000 слов.
  •  Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  •  Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  •  В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей  речи.
  •  Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

Уровень развития речи детей в пять лет.

  • Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картине, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  • Значительно обогащается словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
  • Начинает формироваться внутренняя речь - свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
  • Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.

Читайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите ребенка показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.

  • На прогулке показывайте  новые для ребенка предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяя голосом новое для него слово.
  • Ваша речь, обращенная к ребенку должна быть правильной.

Что можно сделать для развития речи ребенка?

  • С ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике - в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  • Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он делает. Помогите ребенку употреблять известные ему слова. Учите его играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
  • Пойте с ребенком простые песенки, отстукивая ритм.

Правила речевого поведения родителей.

Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

  • Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
  • Желательно, чтобы речь родителей была четкой;
  • Нельзя говорить с детьми их   лепетным языком или искажать звукопроизношение;
  • Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
  • При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Воспитатель 1 кв. категории Мусакаева Рида Сабитовна

10.02.2020 26