Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в жизни.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты.



Для развития  воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах, рисовать, слушать музыку. Ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д. Ребенок должен наиграться, «нафантазироваться» в раннем детстве, чтобы потом легко, без проблем, обучаться в школе.

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Воображение развивается к 2-м годам. Первые фантазии можно заметить в играх малышей, активно начинает развиваться после 3-х лет. Опыт детей становится богаче, развиваются его интересы, усложняются действия. Малыш 3-4 лет иногда путает воображаемое с действительным, то что он выдумал, с тем, что правда происходило. В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Дети сочиняют рассказы, создают новые персонажи, осуществляют свои творческие замыслы, придумывают новые игры. Но чтобы воображать и фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать: строить, рисовать. В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.

Театрализованная деятельность
как способ развития творческого воображения ребенка

«Театр - волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир»
С. М. Мерзлякова

В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые.

Известный детский психолог А. В. Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, игрового поведения, эстетического вкуса, способности творчески относится к любому делу. Ни один вид игровой деятельности не влияет так на развитие творческого воображения, развитие артистизма, выразительности движений и речи, как театрализованная игра.

Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников

Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка является сказка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, воображение, мышление. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые можно использовать для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент его развития. Интерес к сказкам помогает ребенку выработать способность к фантазированию, и сочинительству.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

Режиссерские игры

К режиссерским играм можно отнести различные настольные театры, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.

Игры-драматизации

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму. Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей.



Игра-драматизация-это деятельность, требующая у детей необходимых способностей, умений и навыков. Такая игра более сложна для детей, чем воспроизведение того что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение помнить текст произведения( последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значением игр драматизаций. В игре происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Развивая воображение ребёнка, важно помнить,
что материалом для его фантазии служит вся окружающая жизнь,
все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

Воспитатель 1 кв.категории Мусакаева Рида Сабитовна

23.03.2020 32