Развитие речи - важнейшее условие умственного развития и воспитания ребенка

Е.И.Тихеева, известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию, считает родной язык и речь основой умственного развития и сокровищницей всех знаний. Главные средства умственного развития она видит в расширении круга наблюдений и закреплении полученных представлений словом. Слово, опирающееся на ясные и четкие представления, обогащает ребенка знаниями, развивает лингвистические способности, помогает развитию зарождающегося логического мышления.

Огромное значение в развитии языка ребенка имеет среда, в которой он живет. Богатство окружающей обстановки является только предпосылкой для развития языка ребенка. Оно может оказаться совсем не использованным самим ребенком. Здесь, так же как в природе, без руководства взрослого,ребенок потеряется. Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершенствоваться, исключительно, на своем, родном языке. Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности.

Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

Являясь, с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой стороны средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным, повседневным, так и наиболее высоким.

Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы чувств из окружающего его вещественного мира.

В раннюю пору детства – язык нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребенок не может еще различать слово от вещи, слово совпадает с обозначаемым предметом. Язык развивается наглядным действенным путем.

Ощущение и восприятие – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств - орудие познания. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Прежде всего, нужно заботиться о том, что бы при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их.

Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком ,всегда найдет свое словесное выражение .

Роль наглядности в работе по развитию речи

Развитие связной речи является главным аспектом обучения дошкольников владению родным языком .Эта проблема тесно связана с другими задачами: обогащения и активизации словаря , формирование грамматически правильной речи, воспитание ЗКР. Поэтому развитие связной речи занимает центральное место.

Ведущим является комплексный подход, при котором, разнообразные задачи, служат целостному развитию речи.

На занятие вносится тот или иной предмет, хорошо известный детям и практически связанный с их жизнью. Рассматривается, ведется беседа. Такими предметами могут быть: столовая или чайная посуда; вазочки для цветов; полевые или садовые цветы; овощи, фрукты и т.д.

Предметы выставляются на стол. Дети рассматривают, сравнивают, описывают, ощупывают, нюхают и свои результаты восприятия отражают в слове. Такие занятия облегчают сложный процесс анализирования детьми окружающего мира и закрепляют это словом.

Кроме этого в жизни детей особое значение имеют игрушки. Ведь игрушки – это уменьшенные предметы жизненного окружения. Игрушки дают возможность закрепить те представления, которые дети добыли опытным путем.

Действия тех или иных игрушечных персонажей, поясняемые словом, увлекают детей. Огромный интерес дети проявляют к мелким дидактически подобранным игрушкам, которые хранятся отдельно и вносятся только на занятия. Эти игрушки подбираются по категориям: люди, жилища людей, средства передвижения, животные (дикие и домашние), птицы, овощи, фрукты, плоды ,орудия труда и т.д. Дидактические игры с этими игрушками ведутся в основном с детьми младшего и среднего возраста.

Главная цель таких игр – поддерживать и развивать в детях сосредоточенное внимание, мышление, речь

Содержание и методы ведения игр.

Номенклатура – название предметов, их качеств, действий и т. д,

(курочка, белая, клюет зернышки, ищет червячка)

Описание предмета по признакам.

(принеси мне куколку в голубом платье с двумя косичками)

Сравнение предметов

(предлагаются 2 или 3 предмета ,рассматриваются со всех сторон до мельчайших подробностей).

Эти игры характерны для детей 3х летнего возраста.

Составление и загадывание загадок о предмете.

На столе выставляется несколько игрушек, для каждой подобрана загадка .Воспитатель читает одну загадку ,дети отгадывают, показывая на предмет-ответ. Можно предложить детям самостоятельно составлять загадки.

Такая игра характерна для детей 4х-5 лет

Составление рассказов

Воспитатель сам составляет несколько рассказов, на определенную тему, затем предлагает детям проявить свое творчество.

Характерно для детей 6 -7 лет.

Но самое почетное место умственному развитию ребенка, отводится картинам . Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения .

Рассматривая картины, дети преследуют несколько целей: упражняются в способности к наблюдению; у них развивается мышление, воображение, логическое мышление; развивается речь ребенка.

Начиная с двух лет, ребенок, рассматривая картинки, учится созерцать. Он все время говорит , а педагог поддерживает его разговор при помощи наводящих вопросов.

Дети проявляют к картинам исключительную любовь : они напоминают им виденное, недавно пережитое, пробуждают воображение. Картины должны соответствовать возрасту детей, уровню их развития. Очень важно учить детей видеть не только, то, что изображено на картине , но и додумывать предыдущие и последующие события, Одну и ту же картину можно использовать несколько раз, но при этом пред детьми нужно ставить разные задачи, постепенно их усложняя.

Можно предложить детям две или несколько уже знакомых картин и дать задания : придумать рассказ по любой из них. Очень полезно предлагать детям придумывать свое название картинам. Следует так же обращать внимание детей на фон, пейзаж, состояние погоды и т. д.

С помощью картины у ребенка формируется оптимальный уровень связной речи, развиваются познавательные процессы, повышается интеллектуальный уровень развития.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания, дети научатся грамотно планировать свою речь.

Воспитатель1 квалификационной категории Елисеева Галина Николаевна

14.04.2015 1847