Ребёнок в мире музыки
В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких - матери, отца, бабушки, дедушки. Мир детства находится рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Детский мир смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».
Ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать ценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки. Музыка выполняет сразу несколько функций. В первую очередь, она формирует чувство ритма, воображение, активизирует память, внимание, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения психологического здоровья, эмоциональной стабильности. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, помогает снять мышечные зажимы, преодолеть робость и застенчивость.
В раннем детстве музыка необходима малышам не только для его психологического здоровья, но и для развития слухового аппарата, для развития творческого мышления, творческих способностей. Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма. Очень важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен вместе с мамой, папой, бабушкой, устраивать совместные концерты или петь всей семьей. Это способствует взаимопониманию и формированию доверия.
Репертуар должен быть доступным по содержанию и музыкальному языку: небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского восприятия диапазоне.
Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. В семье важно поддерживаться интерес к ритмике, создание ситуаций для танцевальных импровизаций. Можно использовать музыку при выполнении физических упражнений, утренней гимнастики. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.
Незабываемые радостные переживания, вдохновение создают у детей праздничные действия - театральные представления с участием родителей, совместные концертные выступления детей и родителей на домашних праздниках.
Предварительная работа по подготовке праздников в семье предполагает максимальную активизацию взрослых с учетом их предложений и возможностей. Это может быть совместное изготовление атрибутов, подарков, костюмов или их элементов, оформление помещения.
Родителям и членам семьи необходимо участвовать в качестве исполнителей песен, танцев, чтения стихов, игре на музыкальных инструментах. Если ребенок привык к музыке с детства, она становится для него ярким, ни с чем не сравниваемым увлечением. Дети из семей, где музыку слушают и ценят, с радостью и нетерпением ждут нового прослушивания. А цена этой радости: замечательное чувство вкуса, утонченное восприятие, гуманность и доброта, отзывчивость и интеллигентность. Получая такой положительный эмоциональный заряд, ребенок открывается навстречу добру и красоте. Этому способствуют совместные со взрослыми переживания от прослушивания, обсуждения, исполнительская деятельность, доброжелательность отношений. Совместные участия дарят детям теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, сплочение в успешном достижении цели.
Музыкальный руководитель рекомендует: Этюд «Тише!» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котёнок». Выразительные движения: Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Этюд «Два клоуна». Под музыку В. Адигезалова «Мне очень весело» два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу. Выразительные движения: Голова откинута, рот широко раскрыт, губы растянуты улыбкой, брови приподняты, глаза слегка прищурены.
Этюд «Петрушка прыгает». Родитель изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опушенной головой. Ребенок повторяет движения взрослого. Выразительные движения: Ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз. Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны».
Игра «Зеркало». Цель: развитие эмоциональной отзывчивости. Ребенок и родитель встают в пары лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих - «зеркало», а другой человек, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). Задание: «Зеркало» должно в точности копировать движения родителя-ребенка по игре. При смене образно- игровой ситуации партнеры меняются ролями. Затем включается музыкальное сопровождение и предлагается «нарисовать» звучащую музыку.
Игра «Бабочка и ветерок». Цель: развитие эмоциональной отзывчивости. Ребенок и родитель встают в пару лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих - «бабочка», другой - «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Задание: Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца родитель-ребенок меняются ролями
Музыкальный руководитель Курамшина Любовь Алексеевна
[ Регистрация | Вход ]