Детские страхи и их профилактика

Детские страхи и их профилактика

Страх - это эмоция, возникающая в результате угрозы, опасности, в ситуации неопределенности и угрозы жизни. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют важное значение для ребенка.

Каждый страх или вид страха появляется только в определенном возрасте, то есть у каждого возраста есть специфические страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.

Так для первого года жизни основным страхом является отсутствие положительного стимулирования. В этом возрасте должно быть много позитивной стимуляции всех сенсорных процессов. Как считают некоторые психологи, до года много любви не бывает.

Второй и третий годы жизни - после трех лет не будет травмы расставания с матерью, поэтому в это время предлагается отдавать ребенка в детский сад.

От трех до пяти лет - возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Часто встречается триада страхов: одиночество, темнота и фантастические существа. Страхи будут зафиксированы тогда, когда родители будут пугать возрастными страхами («закрою в темной комнате», «останешься один»).

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.

Итак, детские страхи, являются одним из видов возрастных страхов, это «здоровые страхи» которые являются необходимым элементом развития личности ребенка. Но положительным может быть только кратковременное влияние страха, то есть, если страх переживался в форме эмоции, а не в форме чувства. Взрослому следует контролировать эти страхи с целью предупреждения развития их патологических видов.

Страх, действующий длительное время искажает эмоционально-волевую сферу ребенка, оказывает негативное влияние на различные структурные компоненты личности. Так, наличие в переживаниях личности чувство страха снижает самооценку и уровень притязаний личности, негативно влияет на ценностные ориентации, оказывает негативное влияние на формирование представлений, убеждений, привычек, то есть в целом негативно влияет на формирование направленности личности. Переживание чувства страха ребенком тормозит развитие всех его психических процессов, в том числе и познавательных. Страх затормаживает развитие способностей и даже блокирует их, также страх негативно влияет на формирование черт и интеграцию характера.

Детские психологи в учебных заведениях осуществляют психопрофилактику и психокоррекцию страхов у детей. Но прежде чем начать помогать детям преодолевать страхи, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены.

В исследованиях психологов, которые было направлены на выявление проявлений страхов приняли участие 5-6 летние дети. Сделав количественную обработку данных, психологи обнаружили, что самый высокий показатель - 70% детей боятся уколов; 58% обследуемых испытывают страх заболеть; 46% детей испытывают страх оставаться одному дома, 44% обследуемых боятся высоты, страшных сказок; 42% детей - отметили чувство страха темноты. Далее дети заметили еще страх огня, пожара; крови - 38%, боли - 36%; транспорта - 22%; школы и старших детей - 14%. Низкими показателями проявлений страха среди детей старшего дошкольного возраста были: страх воспитателей - 10% детей; животных и воды - 8% детей; находиться в маленькой комнате или туалете - 2% детей.

Основной целью психокоррекции страха является его уменьшение, а не уничтожение и для этого нужно выработать у ребенка средства саморегуляции.

Какие еще существуют средства борьбы со страхами?

Это:

  • Повышение самооценки ребенка (совместное со взрослым воспроизведение сказки научит ребенка выражать свой страх. И, даже если ребенок приписывает его себе, а не вымышленному герою, это поможет избавиться от эмоционального напряжения, внутреннего переживания и в определенной степени успокоит ребенка);
  • Рисование страха (с помощью рисования удается устранить страхи, возникающие в воображении ребенка, а также страхи, основанные на реальных событиях)
  • Релаксационные игры и упражнения и различные виды психотерапии: песочной, игровой, арттерапии (при использовании игры для преодоления страха психотерапевтический механизм заключается в изменении ролей, когда взрослый, который не боится почти ничего в жизни, и ребенок, который чувствует страхи, ведут себя противоположным образом).

Существуют другие методы борьбы со страхом, но эти методы очень индивидуальны, одним детям принесут пользу, а другим - повредят.

Отношение к страхам должно быть без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и самим взрослым (родителям и воспитателям) самокритично задать себе вопрос: какие страхи мы переживали в детстве, чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться совместными усилиями, определенными мерами, игрой, что помогает преодолеть страх. Решиться помочь детям избавиться от страха - это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Основной фактор, препятствующий лишению детей от страхов, - неблагополучное нервно-психическое состояние родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь семье в целом, только после этого имеет смысл проведение психокоррекции на преодоление страхов у ребенка.

17.02.2017 218