Советы родителям по развитию речи детей 4-5 лет

Дошкольное детство - важный период в становлении человека как личности и занимает первые 7 лет его жизни. Именно в этот период закладываются все качества его личности, раскрываются ее особенности. При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь.

Дошколята - любопытные ребята. Доказано, что именно в этом возрасте 4-5 лет они буквально засыпают взрослых вопросами: «Почему?» «Зачем?» «Отчего?». Ответы взрослых на детские вопросы крайне важны для развития речи дошкольника.

Младшим дошкольникам необходимо развивать монологическую и диалогическую речь, а также способность - формулировать вопросы.

Очень хорошо если дети 4-5 лет умеют пересказывать небольшие тексты, описывать ситуацию, грамотно отвечать на вопросы.

Существует сотни методов и техник для развития речи дошкольника, начиная от скороговорок и словесных игр, до пересказов и творческих сочинений.

Не стоит забывать о том, что развитие культуры речи тесно связано с интеллектуальным, эмоциональным, культурно-эстетическим развитием дошкольника

Предлагаем Вам поиграть с ребенком в игры для развития звуковой культуры речи.

Игра «Придумай слово»

Цель: развитие фонематического слуха у дошкольника, или умение подбирать слова на заданный звук.

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова; с заданным количеством слогов в слове и т.д.

Например: «Нам пришла посылка»,- говорит взрослый. Но что бы ее открыть, нужно придумать слова на звук «Н» в начале слова. Ребенок подбирает как можно больше слов на этот звук. Если у него не получается, то взрослый ненавязчиво приходит на помощь ,вспомнив вместе героев из сказок, мультфильмов . Названия книг, игрушек.

Игра «Поймай слог»

Цель: развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, ребенок превращает его в слово.

Например : «ма» - мама, машина, «ку» - кукла, курочка и т.д.

Игра «Наоборот»

Цель: упражнять в подборе антонимов

Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру –наоборот.
Скажу я слово –«высоко», а ты ответишь- (низко)
Скажу я слово-«далеко», а ты ответишь-(близко)
Скажу я слово –«потолок», а ты ответишь- (пол)
Скажу я слово –«потерял», ты скажешь- (нашел)
Скажу я «трус»,а ты (храбрец)
Теперь «начало » я скажу, ну, отвечай-(конец).

Игра «Раздели правильно»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьей. Все становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем
Слова на слоги разделяем.

Затем произнести правильно слово по слогам, при этом хлопая в ладоши и считая. Сколько раз хлопнули столько в сове и слогов.

Игра «Закончи фразу»

Цель: развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет словосочетание, делая паузу, ребенок говорит слово, которое пропустил взрослый.

Сахар сладкий, а лимон….
Огонь горячий, а лед…
Река широкая, а ручей…
Камень тяжелый, а пух…
Летом жарко, а зимой… и т. д.

Предлагаемые игры помогут вашему ребенку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить Звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, а в дальнейшем и на обучении в школе.

Воспитатель высшей квалификационной категории Елисеева Г. Н.

05.03.2017 112