Как учить детей вежливому поведению

О человеке вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво себя держать, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек».

Умение всегда быть аккуратным, красиво кушать, проявлять уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше. В противном случае у ребенка могут сформироваться плохие привычки, и тогда уже придется бороться с ними. А ведь всем хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.

Когда дети были в младшем возрасте, мы учили их, как мыть руки, как правильно кушать, здороваться, прощаться, прибегать к помощи взрослого.

У многих детей эти навыки становятся достаточно прочными.

У старших дошкольников уже больше умений, знаний и навыков, они способны многое понять. В этом возрасте ребенок уже может осознавать, что выполняя правила культурного поведения, он тем самым выражает уважение к окружающим: когда приветливо здоровается, прощаясь, проявляет внимание и уважение к другим людям. Когда благодарит, выражает свою признательность за заботу, помощь.

Наша задача не только приучать детей выполнять те или иные правила поведения, не только научить их хорошим манерам, но и воспитать внутреннюю культуру, чтобы дети поступали должным образом по отношению к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь поддерживать чистоту тела, одежды, следить за прической, аккуратно и красиво кушать, правильно пользоваться столовыми предметами. Приветливо здороваться и прощаться, благодарить, быть внимательным и предупредительным, оказывать помощь взрослым и детям. Говорить спокойным тоном, при разговоре смотреть на собеседника.

Эти умения и навыки перейдут у ребенка в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять единые требования. Дети очень восприимчивы, склонны к подражанию, они очень легко овладевают любыми действиями. Чтобы эти действия закрепить нужно время. Когда взрослые постоянно напоминают ребенку как нужно себя вести, как выполнять те или иные действия, дети приобретают привычку правильно их выполнять. Со временем у детей появляется потребность выполнять эти правила, даже когда за ними нет контроля со стороны взрослого.

В детском саду детей приучают мыть руки после прогулки, после туалета, говорят о том, что нельзя пользоваться чужими расческами, носовыми платками. Те дети, которым дома не напоминают об этом, в саду нуждаются в постоянных напоминаниях.

Очень часто родители, увидев неопрятность своего ребенка, начинают сами поправлять, заправлять, вытирать, застегивать пуговицы, молнии. Редко когда родители говорят: «Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок».

Не забывайте хвалить детей, подчеркивать их опрятность.

Не спешите, заметив неопрятность, сами исправлять погрешность, предложите посмотреть самому на себя в зеркало и исправиться.

Учите детей сдержанно вести себя в общественных местах: на улице, в кино, театре, транспорте и т. д. Объясните, что своим несдержанным поведением, криком, он может помешать окружающим людям.

Воспитывая у ребенка уважение к окружающим, необходимо относиться с уважением и к нему самому. К сожалению, приходится слышать иногда раздраженные крики мамы или папы «неряха», «ничего не можешь сам», «давай быстрее» и т. д.

Конечно, когда ребенок заслуживает осуждения, мы должны дать ему понять что мы недовольны, возмущены, злимся, но это надо делать так, чтобы своим раздражением не унижать ребенка.

Если у ребенка сформируется чувство уважения, то опираясь на него, мы успешнее сможем решать многие задачи в воспитании ребенка.

Хвалите ребенка, приглашайте принимать участие в вашей работе, занятии: работая вместе с вами, ребенок берет с вас пример.

Взрослым необходимо помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.

Педагог – психолог Е.С. Нестеренко

18.03.2019 30