Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе - это как снежный ком.

Все о ней слышали, а что это такое, толком никто не представляет.

Вот с арифметикой или чтением все куда проще - читать и писать теперь принято прямо с пеленок.

Что же представляет собой загадочная психологическая готовность к школе?

Умение читать, считать и писать, которые Ваш ребенок приобрел в детском саду, еще не является показателем того, что он готов к школьному обучению.

До школы ребенок тоже обучается, но только другими методами, чем в школе:

  • используется игровой метод;
  • другая нагрузка во временном плане (это не 4-5 уроков по 40 минут);
  • другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если он устал);
  • другая форма организации деятельности (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность походить, поиграть, посидеть на полу и др.).

Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:

  1. интеллектуальная готовность.
  2. социально-личностная.
  3. эмоционально-волевая готовность
  4. мотивационная.

1. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень восприятия речи).

Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

2. Под Социально-личностной готовностью понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников.

Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.

3. Эмоционально-волевая готовность - определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Важный признак готовности к школе - делать не то, что хочу, но и то, что надо.

4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу.

В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.

Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное.

По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.

Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.

Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?

Представьте готовность вашего ребенка к школе в виде цветка. Для того чтобы он распустился, нужны крепкие корни. Корни - это хороший уровень развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, волевых качеств.

Почва - среда, в которой развивается малыш. Питание цветок получает через листья - уровень психического развития и уровень саморегуляции. Эти две составляющие имеют просто огромное значение для успешного усвоения учебного материала.

Довольно часто встречаются родители, чьи дети не могут сконцентрировать внимание на учебных заданиях, не способны слушать учителя. Мамы отмечают: в начале учебного года малыш с радостью шел в школу, а спустя некоторое время желание учиться пропадало.

Ребенок становился вялым, болезненным или, наоборот, превращался в маленького деспота и драчуна.

И даже если раньше первоклашка умел достаточно хорошо читать, успеваемость в целом существенно снижались, по сравнению с детьми, хуже подготовленными к школе.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе?

В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, вызывать интерес к познавательной деятельности: посещать музей, вместе изучать иллюстрированные энциклопедии и т.п., развивать у ребенка уверенность в себе.

09.11.2018 30