Психологическое здоровье ребенка

Во время болезни ребенка и в период его выздоровления важную роль играет психологический климат в семье, в детском саду и т. д. И это не случайно: более чем 70% болезней имеют психосоматическую природу.

Простудные заболевания считаются неотъемлемой частью сезона холодов, однако на самом деле не всегда их причина - коварный вирус.

Точнее, провоцирует заболевание вирус, однако заболеваем мы только с "разрешения" своего организма.

Психологическое здоровье - это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологически здоровый человек - это:

  • спонтанный, жизнерадостный, открытый, познающий мир и разумом и чувствами;
  • полностью принимает себя и признает уникальность других;
  • возлагает ответственность за свою жизнь на себя;
  • извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций;
  • имеет цель в жизни;
  • находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей;
  • хорошо адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Что могут сделать родители для формирования и сохранения психологического здоровья своего ребенка:

  • обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других (формировать адекватную самооценку);
  • обучать навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами;
  • навыкам понимания эмоционального состояния других людей;
  • умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих;
  • формировать потребность в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка);
  • уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.

Необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так»: вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, общаться и получать удовольствие от этого.

Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не имеют возможности выкроить время для общения с ребенком «просто так», а не для какой-нибудь цели.

Что же делать? На самом деле время найти можно.

Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, ребенку на любом транспорте интересно).

Когда Вы вместе разжигаете костер или жарите на огне сосиски, то эти минуты могут стать минутами вашей душевной близости.

Необязательно говорить ребенку нравоучительные вещи, важнее просто быть с ним "вместе", и душой, и мыслями полностью присутствовать в общении с ним.

Когда Вы ведете ребенка в сад, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах (о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке).

В любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать. Можно обсуждать даже совместно просмотренные мультфильмы.

Факторы, формирующие психологическое здоровье:

  • наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям ребёнка;
  • положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;
  • умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых (родителей и педагогов).

Главное: уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку!

Это значит, что Вам необходимо:

  • знать, о чем мечтает ребенок, чем интересуется;
  • как он себя чувствует в той ли иной ситуации;
  • с кем дружит;
  • чего боится;
  • чего хочет от Вас, от друзей.

Главное в общении родителей с ребенком - искренность.

Если ребенок почувствует, что Вы им искренне интересуетесь, а не выполняете некие "рекомендации".

Ребенок обязательно откликнется.

И помните, что «искренность состоит не в том, чтобы говорить все, что думаешь, а в том, чтобы думать именно то, что говоришь». (Ипполит де Ливри).

Педагог – психолог Е.С. Нестеренко

06.02.2019 17