Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

Три года - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с мамой, ребенок все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

Основные потребности в этом возрасте - потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности - игра.

В этом возрасте у вашего ребенка:

  • Происходит формирование «против-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
  • Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

  • Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
  • Возникает насущная потребность общаться не столько с мамой и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
  • Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
  • Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
  • Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Математика

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д;
  • знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);
  • знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
  • уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов;

Логическое мышление - развитие мышления, памяти, внимания

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;
  • уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • уметь находить лишний предмет;
  • уметь находить сходства и различия между предметами;
  • уметь запоминать 2-3 картинки;
  • уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз;
  • уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза;
  • уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета;
  • уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание;
  • уметь находить парные предметы, из группы предметов выбирать нужный;
  • уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • зрительно воспринимать образы;
  • ребенок легко формировать простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 4-5 слов);
  • разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д;
  • называть по одному признаку каждого предмета;
  • знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.);
  • уметь повторять за взрослым стишки и песенки;
  • знать свое имя и фамилию;
  • уметь управлять силой голоса, говорить громко-тихо.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных;
  • знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела);
  • знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза);
  • знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы;
  • иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы;
  • знать части суток - утро, день, вечер, ночь;
  • уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек);
  • уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии;
  • уметь обводить и раскрашивать картинки, а также приклеивать детали;
  • знать основные правила гигиены.

Вам как его родителям важно:

  • С терпением и пониманием относиться к проявлениям «против-воли» ребенка.

Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности.

Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

  • Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
  • Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
  • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке.

Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером - то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

  • Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
  • Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
  • Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
29.10.2018 58