Трудные звуки

К пяти годам ребенок должен правильно произносить все звуки, что необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Но, к сожалению, с каждым годом количество детей, которые не проговаривают звуки, становится все больше и больше. Если такое случилось и с вашим ребенком, и у вас есть возможность походить с ним к логопеду, и в пять лет вы к нему обратились – это прекрасно. Но если нет такой возможности, не отчаивайтесь.

Вам помогут несколько советов.

  1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки, в которых интересующие вас звуки в начале, середине, конце слова. Например:
    Для группы свистящих
    Для группы шипящих
    Для соноров
  2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начиная с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к,г,х,с,з,ц,ш,ж,,щ,ч,й,л,р.
  3. Работу над каждым звуком начинают с гимнастики губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Добиться желаемого результата в сможете только при условии положительных эмоций ребенка.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытянуты хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.

«Лопатка – иголочка» : язык то широкий, то узкий и длинный.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.

«Часики»: кончик языка как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и наоборот с разной скоростью.

«Маляр»: «красить небо» кончиком языка (водить только по передней части неба)

  1. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы.
    • К, г, х: язык «комочком» и поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты;
    • язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет по середине языка, по желобку;
    • с,з: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – т и с, в первый момент кончик языка упирается в «бугорки за верхними зубами», как при звуке т, затем отскакивает в положение с;
    • ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку, убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»;
    • л: язык упирается в основание верхних зубов, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка;
    • р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы улыбаются, твердые, напряженные.
  2. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки. Во всех играх одно условие: щечки не должны раздуваться.
    • Р- самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или горлышко. Исправить его трудно, но можно.
    • Попробуйте упражнения:
      • Ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д», губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»;
      • 2. Мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом;
      • 3. Произносить «ж-ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.
    • То есть, при выполнении все этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!
  3. На следующем занятии (а заниматься нужно 15-20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО,ШУ,ША,ШИ, ОШ,УШ,АШ,ЕШ или ТРА-ТРО, ДРА-ДРО-ДРЫ, АТР-АДР,ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.
  4. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год, наберитесь терпения!
  5. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый!

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей!

Учитель-логопед первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №21»г.Гая
Волохова Елена Львовна

03.05.2015 878