Для чего нужна пальчиковая гимнастика

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона...». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.
А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.


Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, чат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев несколькими упражнениями, ребёнок сможет «рассказать руками» целые истории.
  7. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

С какого возраста можно начинать выполнять пальчиковую гимнастику?

6-7 месяцев: ежедневный массаж по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
- поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз,
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк,
- растирать пальчики спиралевидными движениями,
- выполнять пассивные упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом, т.е. сгибать, разгибать пальчики малыша.

С 10 месяцев учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера,
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина,
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно,
- постепенно от пассивной гимнастики переходить к самостоятельному выполнению ребёнком упражнений для пальчиков и кистей рук.

МОЕМ РУЧКИ

Ах, вода, вода, вода!                       - ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук
Будем чистыми всегда!                                                            
Брызги – вправо, брызги – влево      - пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить
Мокрым стало наше тело!                   пальчики, как бы стряхивая водичку
Полотенчиком пушистым                  - энергичные движения имитируют поочерёдно вытирание
Вытрем ручки очень быстро.             каждой руки полотенцем


ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ

Мы капусту рубим!                     - прямыми, напряжёнными ладонями      
Мы капусту рубим!                    имитируем движения топора: вверх-вниз
Мы капусту режем!                   - энергичные движения прямыми ладонями
Мы капусту режем!                                                         вперёд-назад
Мы капусту солим!                 - пальцы собраны «щепотью», «солим
Мы капусту солим!                                                           капусту»
Мы капусту жмём!                   - энергично сжимаем пальцы в кулаки
Мы капусту жмём!                   то одновременно на двух руках, то поочерёдно
Мы морковку трём!            -пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные
Мы морковку трём!           движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки


ЗАЙЧИК

Кто там скачет на лужайке?   - указательный и средний пальцы вытянуть
Это длинноухий зайка!         вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем
Зайка серенький сидит          - сгибать и разгибать указательный
И ушами шевелит                   и средний пальцы (вниз-вверх) на счёт «раз- два»
Раз-два, раз-два.                                                        
И ушами шевелит.

НОЖНИЦЫ

Режу, режу, ткань верчу,         - большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Научиться шить хочу!           - указательный и средний пальцы вытянуть вперёд. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц.

09.11.2020 23