И снова о грамматике

В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п.
А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Помочь вашему малышу овладеть грамматическим строем языка поможет , так как игра – это основная форма обучения детей дошкольного возраста.

Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал.

У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка ("Вкусняшки". Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет "вкусное" слово и "кладёт" на тарелочку, затем вы.) По дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику... необходимо только ваше желание и терпение.

«Назови ласково и сделай маленьким» (образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, всё становится маленьким: был стол – стал столик... (кровать - кроватка; стул – стульчик; ведро - ..., воробей -... и т.п.)

«Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных).
Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха...Стол из дерева... Рыбка из стекла ... Снегурочка из ваты ... Хлопушка из бумаги ... Лошадка из картона ... Звёзды из пластмассы ... Машина из металла... Снежинка из полиэтилена ... Баба из снега ...

«Назови детёнышей». «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе).
У мамы с папой родился ребёнок. У животных рождаются детёныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята). У собаки - ..., у козы - ..., у волка - ..., кто вылупился у грача -...(грачата, грачонок)...
У котят мама - кошка, а папа - кот. У щенят мама..., а папа ..., у телят мама ..., а папа ... и т.д.

«Доскажи словечко».
Машина в гараж ... (въезжает). Мальчик из школы ... (выходит). Шофёр к машине ... (подходит). Девочка с горы ... (съезжает). Старушка через улицу ... (переходит). Девочка через лужу ... (перепрыгивает). Птичка из клетки ... (вылетает).

«Назови одним словом» (образование сложных слов).
Пыль сосет – пылесос, сам летает -..., сам катится -..., сам варит -..., везде ходит -...., по луне ходит -..., сено косит -..., землю пашет -..., мясо рубит -..., кофе варит -...

«Один – много». «Много – один».
Стул - стулья... Столы - стол...

«О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже).
Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о...

«Есть – нет». «А у меня нет...» (существительные единственного числа в родительном падеже).
Взрослый: У меня есть свежая капуста. – Ребенок: А у меня нет свежей капусты. Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет... У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)...

«Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными).
Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.

«Скажи правильно» (исправь предложение и скажи правильно).
В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

«Когда это бывает?»
Последовательность времен года и их признаки, месяцы, дни недели и их последовательность, время суток (понятия: сегодня, завтра, вчера).

«Что перепутал Незнайка?»
Я завтра утром плотно позавтракал. Вечером на завтрак я съел котлету и салат и т.п.

Обязательно поддерживайте у ребёнка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!

Учитель-логопед Волохова Е.Л.

27.10.2020 32