Когда идти к логопеду

В старшей группе детского сада половина детей говорит так, что понять их иногда невозможно. Как же они будут учиться, ведь через год им в школу?

"Если речь не выправится, плохо будут учиться", трудности в письме и чтении практически обеспечены.

4,5 - 5 лет - это критический возраст, до которого ребёнок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста ещё идет формирование звукового строя речи, и ребёнок как бы пробует разные варианты звукопроизношения. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем чётко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.

Если же ребёнок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причём сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.

Нужна помощь специалиста!

- Если к 3 - 4 годам ребёнок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал того, что ребёнок не слышит ритм слова.

- Если ребёнок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребёнка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

- К 6 годам ребёнок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребёнком - по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитём. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Всё это поможет малышу активно пополнять словарный запас.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребёнок не в состоянии выучить ни одно стихотворение - это тоже повод обратиться к логопеду.

- К 5 годам ребёнок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 - и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой чётко знать «право - лево», вчера - сегодня.

Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребёнка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?

Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем её сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.

Нарисуйте ребёнку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д. И пусть ребёнок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.

Учитель-логопед Волохова Е.Л.

13.02.2021 23