Консультация для родителей «Учим ребенка говорить правильно»

kon.jpg

Существуют ли нормы развития речи ребёнка? Твёрдых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого малыша индивидуален. Тем не менее, есть определённые ориентиры, о которых родители должны знать. Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице дождь». Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов.

Если на вопрос: «Какого цвета мяч» - он ответит «классного», вместо «красного», - всё в порядке, хуже, если вы услышите «классная».

В 3 года ребёнок должен интуитивно чувствовать родной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребёнка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки - "р" или шипящие.

Как проверить уровень развития речи? Если вас что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе. «Кто здесь нарисован?» «Что делает?» «Какого цвета игрушка?». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребёнок. Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (красный, нет красного шарика, беру красную сумочку и т. д) Неправильно произносит звуки? Чётко определите какие. Например, шипящие, значит на картинках будут шарик, мишка, щенок и т.д Бывает, что ребёнок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие. Поправляйте ребёнка чётко произносите слово. Запишите на магнитофон, как ребёнок его произносит и дайте ему прослушать. Малыш ещё не научился слышать самого себя, такая запись поможет ему осознать свою ошибку. Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов.

Советы учителя-логопеда.

Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь. Обращайте внимание на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка. Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами.

Возьмите мишку и спросите: «Кто к нам пришёл в гости?», и ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости пришёл мишка». Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа. Используйте игрушка для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос: «Где игрушка?», используя предлоги. «Мишка сидит НА стуле» )

Учите малыша самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем ответить на вопросы: Что это? (Кто это?) Какого цвета? Что есть у зайки? (Что это у зайки?) Как можно назвать зайку? Что с ним можно делать? Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего) Учите подбирать слова к определѐнным глаголам («Кошка бежит. А кто ещё может бегать?» и т. д.)

Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику. Гимнастика для язычка. Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и согласованности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. «Как идёт лошадка?» Предложите малышу пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Придумайте игру, например: вот идёт лошадка, цокает копытами: цок-цок-цок. Слышишь, побежала, а теперь бежит быстро-быстро. Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

gimnastika.jpg

Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка» (удерживать, считая до 5). Хорошо иметь перед ребёнком зрительный ориентир - картинку: заборчик и положение губ, зубов и т.д.

Упражнения для языка: «Блинок», «Лошадка», «Грибок», «Трубочка».

«Сердитый индюк». Покажите картинку (игрушку), пусть малыш вообразит себя сердитым индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

«Верблюжонок плюётся». Для правильного произношения многих звуков нужно, чтобы на язычке образовался желобок. Предложите ребёнку поплеваться, но без звука и без слюны. Пусть посмотрит в зеркало, получается ли у него ямка на язычке.

03.11.2023 57