Консультация для родителей. «Говори правильно. Скоро в школу»

Скоро прозвенит первый звонок, и первоклассники торжественно рассядутся за парты. Но часто радость омрачается первыми неудачами. А результат этого – нежелание учиться. С какими же трудностями могут столкнуться будущие первоклассники?

Один ученик без особого труда осваивает искусство письма, а у другого, как он ни старается, дело не движется с места: буквы не желают выстраиваться в ряд, падают со строчек или вообще смотрят в другую сторону.

Письмо – это тоже речь, только мы ее не слышим, а видим. Нарушения письменной речи называются дисграфия.

К нарушению письма могут привести различные причины. Например: несформированность звукового анализа и синтеза. Иначе говоря, некоторые дети не в состоянии на слух разделить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки. В этом случае в письменных работах неизбежны перестановки букв, слогов, их пропуски, добавление лишних, а так же слитное написание предлогов и даже нескольких слов. Например: «Надереве сидит птиста» - На дереве сидит птица.

Чтобы развивать навык анализа и синтеза, предложите ребенку:

  • Определить количество звуков в словах: сок – 3 звука, лапа – 4 звука.
  • Определить последний согласный звук в словах: дом – «м», диван – «н».
  • Назвать слова состоящие из одного слога- кот; из двух слогов – ко-ра; из трех слогов – ко-ро-ва.

Дисграфия часто появляется на фоне нарушения речевого слуха. Ребенок путает похожие по звучанию звуки: сушки –«шушки», жук – «зук». Чтобы подобные ошибки не появлялись на письме, необходимо до школы правильно поставить и ввести в речь все звуки родного языка, а также научить различать похожие звуки на слух

Поиграйте с ребенком в следующие игры:

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с»: сок, сумка, заяц, шар.
  • Кто больше найдет слов со звуком «Л» на кухне: стол, ложка, стул, вилка, полка и т.д.
  • Подбери рифму к слову «ложка» - кошка, матрешка, поварешка.

Еще одной из причин нарушения письма может нарушение пространственных представлений. В этом случае ребенок смешивает похожие по начертанию буквы: М-Л, П-Н, Щ-Ц, Х-К… Или пишет буквы в зеркальном варианте.

Поиграйте с ребенком в следующие игры, которые помогут сформировать пространственные представления:

  • Правой рукой дотронься до левой ноги. Левой рукой дотронься до правого уха.
  • Положи машинку слева от кубика. Поставь пирамидку под стол.
  • Нарисуй в левом верхнем углу треугольник, в правом нижнем – овал, в центре – прямоугольник, в левом нижнем – квадрат, в правом верхнем – круг.
  • Выкладывать из спичек, счетных палочек не только фигуры и предметы, но и буквы. Сначала по образцу, затем по памяти.
  • Дорисовывайте недостающие детали буквы.
  • Зачеркивайте неправильно написанные буквы (в зеркальном изображении).

Не теряйте времени, и ваш ребенок с радостью будет посещать школу.

Учитель-логопед высшей кв. категории Волохова Е.Л.

18.02.2019 30