Речевое развитие детей с использованием технологии «мнемотехника»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

  • односложная, состоящая из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • недостаточный словарный запас;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  • бедная диалогическая речь;
  • неспособность построить монолог;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи;
  • плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника– в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами;
  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихотворений.

Например: Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Осень длится три месяца. В это время года часто идет дождь. Разноцветные листья кружатся в воздухе и укрывают ярким одеялом дорожки и деревья. Солнышко осенью садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. В домах появляется отопление, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. Пересказ сказки с опорой на символы.
  4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
  5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

Мнемотаблицы можно использовать в образовательных областях: речевое развитие, познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Аликбаева Гулия Юсуповна – учитель-логопед

27.10.2015 653