Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста

Известный педагог Сухомлинский В.А. сказал «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша и играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку».

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики.Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются и руки и мозг.

Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. Двигательные и речевые центры в мозгу – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и понимать её, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Когда ребёнок говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики – это делает его речь более чёткой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное весёлое упражнение для развития памяти.

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Со своими детками мы начали разучивать новые пальчиковые игры на весеннюю тематику.

Наконец-то наступает прекрасное время года, когда природа просыпается, солнце в небе чаще показывается и начинает пригревать землю, темнеет и тает снег, появляются проталинки. Скоро зажурчат ручейки и прилетят птицы, радуясь наступлению ВЕСНЫ.

«ВЕСНА»

Снова солнце в небе улыбается,
(Соединяем большие и указательные пальцы рук
– солнце, вытягиваем улыбку)
Снег растаял, ручейки звенят.
(Разводим руки в стороны, рисуем волну)
И подснежник первый распускается,
(Соединяем кисти рук « бутончик»,
пальцы разводим в стороны)
С юга птицы с песнями летят.
(Соединяем большие пальцы,
остальные - крылья птиц)

ВЕСНА

"Кап-кап-кап»,- капель звенит,
(Стучим правым указательным
пальцем по левой ладошке)
Словно с нами говорит.
(Стучим левым указательным
пальцем по правой ладошке)
Плачут от тепла сосульки
(Руки поднимаем вверх,
кисти рук опускаем вниз,
пальцы разводим, трясем кистями )
И на крышах талый снег.
(Соединяем руки над головой углом)
А у всех людей весною
(Разводим руки в стороны)
Это вызывает смех!
(Хлопаем в ладоши и улыбаемся)

ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ

Шаловливые сосульки
(Поднимаем обе руки вверх, пальцы
складываем щепоткой, острием вниз)
Сели на карниз.
(Кладем левую руку на правую, как в школе)
Шаловливые сосульки
(Так же)
Посмотрели вниз.
(Кладем левую руку на правую,
смотрим вниз)
Стали думать, чем заняться?
(Чешем голову то левой рукой.то правой)
«Будем каплями кидаться!».
(Поднимаем руки вверх,
кистями вниз. Машаем кистями рук одновременно)
Целый день идет трезвон:
(Кистями рук рисуем в воздухе круг)
Дили-дили, дили-дон!
(Взмахиваем кистями рук по очереди.)

Весна
Иди, весна, иди, красна,
(пальчиками «идут» по столу).
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край!
(загибают по одному пальчику на
обеих руках, начиная с мизинца)

ВЕСНА НА ЛАДОШКАХ

Ура! Весна уже пришла
(Хлопаем в ладоши)
Капель на улице слышна.
(Взмахиваем кистями рук по очереди.)

Кап-кап, кап-кап.
(Стучим указательным пальцем
правой руки по ладошке левой руки)
Кар-кар и чик-чирик –
(Ритмично соединяем большой палец
с четырьмя остальными, сложенными
щепотью - клюв)

Весенний шум и гам и крик.
(Хлопаем в ладоши)

Учитель-логопед Аликбаева Гулия Юсуповна

16.03.2018 140